Уже более пяти лет в Пензенской области работает единый номер 112 для вызова противопожарной службы, скорой помощи и полиции. Получив сигнал о чрезвычайной ситуации на территории Пензы, диспетчеры (по штатному расписанию они называются инженерами) обрабатывают его и передают пожарным, полицейским, врачам, спасателям…
В штате трудится свыше 60 человек, а за сутки на номер 112 поступает до 1 700 звонков.
75 СЕКУНД НА ВСЕ
«Система 112 работает по всей территории Пензенской области, - рассказывает начальник центра обработки экстренных вызовов системы 112 Андрей Чупрунов. - Это означает, что если житель района наберет 112, его вызов будет направлен в Пензу, а после обработки информации попадет в единую диспетчерскую службу муниципального образования. Кстати, позвонить на номер 112 можно и при нулевом балансе телефона, и даже при отсутствии сим-карты».
На то, чтобы заполнить унифицированную карту вызова, у диспетчера есть всего 75 секунд - в заявке он указывает данные о ЧП, описывает подъездные пути, состояние пострадавшего. Нередко драгоценное время приходится тратить и на то, чтобы успокоить звонящего: люди часто набирают 112, находясь в сильном стрессе или шоке.
Бывает так, что спасатели буквально ведут пострадавшего, коллективно подключаясь к звонку в режиме конференции. Так, весной прошлого года отдыхающая в санатории Колышлейского района женщина заблудилась в лесной зоне и, ища выход к цивилизации, ушла так далеко, что забрела в топкие болота. Коварная трясина уже угрожала жизни, но спасатели, которым успела позвонить женщина, задавали ей уточняющие вопросы и по ответам сориентировались, где именно ее искать.
Все закончилось благополучно, как и в истории с 65‑летним рыбаком, который в конце декабря вышел на неокрепший лед Сурского водохранилища. В какой‑то момент льдина откололась и поплыла прочь от берега. Спасатели подробно расспросили рыболова, что он видит вокруг, и по этим подсказкам довольно быстро его нашли. На берег перепуганного мужчину доставили с помощью судна на воздушной подушке.
ТРУДОВЫЕ БУДНИ
В практику службы 112 давно вошли звонки с просьбами вызволить пожилого родственника, запершегося в квартире и не отвечающего на звонки. В день приходят 1-2 таких сигнала. В минувшие выходные сотрудники пожарно-спасательного центра дважды выезжали на подобные происшествия: в первом случае вскрывали дверь квартиры дома на ул. 8 Марта, где заперлась пожилая женщина, а во втором вызволяли пожилого мужчину, проживающего на пр. Строителей.
Представители службы спасают жизнь и тем, кто добровольно желает с ней расстаться. Недавно поступил звонок от мужчины, который заметил на мосту девушку - она явно намеревалась прыгнуть в реку. По внутренним каналам была молниеносно сформирована команда из экстренных служб, и девушку удалось спасти.
Пожилые граждане часто переживают о домашних питомцах - звонят, если с ними что‑то стряслось. Так, один владелец частного дома поведал, что кот застрял в дымоходе. Пожилой мужчина пробовал самостоятельно достать животное, но ничего не получилось, а зверек меж тем перекрыл отверстие дымохода, идущее от котла, и это грозило пожаром или отравлением жильцов угарным газом.
«В любой момент мы можем связаться с коллегами из других регионов - взаимодействие отлично налажено, - продолжает Андрей Чупрунов. - Недавно поступил звонок от омского диспетчера: он принял обращение от мужчины, который находился в одном из районов Пензенской области. Гражданин был явно не в себе, угрожал, что сейчас взорвет дом и уже включил газовые конфорки. По адресу были незамедлительно направлены полицейские, сотрудники газовой службы и скорая. ЧП удалось избежать».
А весной минувшего года инженеры пензенской системы 112 спасали мотоциклиста на границе с Мордовией. В лесной зоне молодой человек не справился с управлением и сильно травмировался. Он смог дозвониться до брата, и тот связался со спасателями. Но, поскольку пострадавший не мог внятно объяснить, где находится, потребовалось задействовать ряд служб, чтобы найти мотоциклиста и доставить в ближайшую больницу.
«В начале осени коллеги из Саратова сообщили, что по трассе М-5 на машине едет женщина с ребенком и малыш внезапно потерял сознание, - приводит еще один пример Андрей Викторович. - Так как автомобиль уже пересек границу Пензенской области, дело было за нами - мы организовали выезд бригады врачей, и мальчику оказали помощь прямо на обочине трассы».
ДЕТСКИЙ ВОПРОС
«Звонить по номеру 112 нужно при малейшей угрозе жизни или вероятности возникновения чрезвычайной ситуации! - призывает всех к сознательности Андрей Чупрунов. - Но при этом занимать линию злонамеренными и ложными вызовами недопустимо - это влечет за собой административную или уголовную ответственность!»
Увы, ложных вызовов в буднях диспетчеров предостаточно, особенно во время школьных каникул: предоставленные самим себе дети и подростки начинают баловаться, не осознавая серьезности своих действий. Отвлекающих звонков, когда кто‑то просто дышит в трубку или явно сочиняет сказки, за смену могут быть десятки!
Впрочем, специалисты обязаны все проверить - и выясняется, что иногда те же подростки сознательно сообщают о возгораниях мусорных баков или разведенном в парке костре. А однажды ночью позвонил 10‑летний мальчик из Кузнецка и рассказал, что его папа… убивает маму. По адресу срочно был выслан наряд полиции, и трагедии удалось избежать.
Порой незамедлительная помощь требуется и самим детям. «Как‑то раз нам позвонила жительница Пензы и рассказала, что в кафе спит нетрезвый мужчина, а рядом с ним сидит 7‑летний мальчик, - вспоминают сотрудники центра обработки экстренных вызовов. - Диспетчер задала вопросы ребенку и выяснила его фамилию, имя, дату рождения. Оказалось, что они с папой приехали из другого региона. Ситуация нормализовалась лишь после появления в кафе полиции - стражам порядка удалось разбудить крепко уснувшего отца и успокоить ребенка».
На телефон 112 часто поступают и звонки от граждан, которые просят оперативно убрать снег с тротуара или закопать яму под окном, особенно во время разгула природной стихии. Специалисты не отказывают - дают необходимые консультации, помогают контактами коммунальных служб или отделов районных администраций. Но при этом напоминают: служба 112 - экстренная, а не справочная.
ТИГР В ПАЛИСАДНИКЕ
Удивительно, но в такой важной и серьезной работе есть место и курьезам. «Помню вызов из микрорайона Барковка, - рассказывает Андрей Чупрунов. - Там гражданин залез на столб и не смог с него спуститься. Все закончилось благополучно, но верхолаз так и не смог объяснить, какова была цель его «подвига».
В другой раз диспетчерам позвонил мужчина, который оказался запертым… в концертном зале! Видимо, во время спектакля гражданин заснул, а после представления его никто не заметил и все сотрудники ушли по домам.
А недавно жители пензенской многоэтажки сообщили, что у них во дворе разлегся… тигр! Но на поверку он оказался большой плюшевой игрушкой, которой кто‑то из соседей решил украсить палисадник.
ПОЛЕЗНЫЕ КООРДИНАТЫ
Обращаться за помощью по номеру службы 112 обязательно нужно в следующих случаях: пожар, запах газа в подъезде, на этаже или в квартире, дорожно-транспортное происшествие, домашнее насилие, совершающееся у вас на глазах преступление, нарушение общественного порядка, необходимость срочной медицинской помощи.
ДРУГИЕ ВАЖНЫЕ ТЕЛЕФОНЫ:
- пожарная охрана - 01 (стационарный телефон), 101 (любой оператор мобильной связи);
- полиция - 02 (стационарный телефон), 102 (любой оператор мобильной связи);
- скорая медицинская помощь - 03 (стационарный телефон), 103 (любой оператор мобильной связи);
- ОАО «Метан» (аварийная служба) - 04, (8412) 56‑28‑54, 56‑28‑34 (стационарный телефон), 104 (любой оператор мобильной связи);
- единая дежурно-диспетчерская служба г. Пензы - 05, (8412) 63‑10‑05;
- дежурная часть УМВД по г. Пензе - (8412) 59‑90‑92;
- дежурная часть УФСБ - (8412) 56‑13‑21;
- дежурная часть ГИБДД - (8412) 68‑09‑50, 59‑90‑02, 68‑08‑92;
- поисково-спасательная служба - (8412) 20‑09‑11, 52‑09‑09.
Динара Ефимова
«Молодой ленинец», № 3, 21 января 2025 года
Оригинал и другие интересные статьи - на сайте издательства «Наш дом».