Доля теневой экономики в России достигает 33,7 процента ВВП. Об этом пишет газета «Коммерсантъ» со ссылкой на исследование Международного валютного фонда (МВФ), оценивающее размеры теневого сектора в 158 странах мира в 2010–2017 годах.
В России доля теневой экономики находится на среднемировом уровне, для европейской страны этот уровень чрезвычайно высок. Аналогичная ситуация наблюдается в относительно развитых странах Африки и Пакистане. В Евросоюзе сходный уровень «тени» имеют лишь Румыния и Болгария.
В США, Нидерландах, Японии, Швейцарии и Сингапуре показатель находится в пределах 7-15 процентов ВВП.
Сверхнизкий уровень «тени» в США и Евросоюзе отражает высокий уровень регуляторного давления на бизнес, отметили в МВФ.
Выводы экспертов МВФ не подтверждают тренд на сокращение российской «тени» после 2014 года, хотя это происходило после кризисных 1998 и 2008 годов. «Для России актуальность работы очень высока — оценки "тени" в РФ в разных определениях и по разным методикам имеют существенный разброс, от 23 до 40 процентов ВВП, обычно в России при этом сложно учитывать масштаб теневой занятости и проблему "двойного счета" при уходе от налогов», — пишет издание.
Чрезвычайно трудно оценить российский масштаб налогового уклонения и «тени», связанной с коррупционным сектором и преступностью, отмечают эксперты. «В какой-то степени это напоминает ситуацию в Италии в 1990–2000-х годах, как показывает историческая практика, борьба с такого типа "тенью", поддерживаемой традиционными укладами в экономике, обходится для экономики и политической сферы очень дорого», — отмечает газета.
По данным РАНХиГС, около 45 процентов трудоспособного населения России (33 миллиона человек) в разной степени вовлечены в теневую экономику.