Российский индекс потребительского доверия, рассчитываемый компанией Nielsen, в первом квартале 2016 года обновил исторический минимум, упав до 63 пунктов (в первом квартале 2015 года — 72 пункта). Это самое низкое значение за все 11 лет наблюдений. Об этом сообщает «Коммерсантъ».
Рекордно низкой — 82 процента — стала доля россиян со свободными деньгами, оставшимися после трат на основные нужды и обязательные платежи. В кризис 2009 года эта доля была равна 93-96 процентам. В начале 2016 года соотечественники, имеющие свободные финансы, тратили их на новую одежду (36 процентов), на отпуск (31 процент) и переводили в сбережения (также 31 процент).
76 процентов россиян стремятся экономить. В начале 2015 года от трат на развлечения отказывались 55 процентов опрошенных, теперь их стало 59 процентов. От новой одежды отказался 61 процент респондентов (55 процентов годом ранее), покупку электроники отложили 45 процентов (43 процента в 2015-м).
Большая часть населения (52 процента) признались, что переходят на более дешевые продукты питания (год назад их было 48 процентов).
«Истощение — так одним словом можно охарактеризовать состояние российских потребителей сегодня», — отметила директор по работе с глобальными клиентами «Nielsen Россия» Марина Лапенкова. Доцент кафедры экономической социологии ВШЭ Диляра Ибрагимова указывает, что текущая картина потребительской активности отличается от кризиса 2008-2009 годов более затяжными пессимистическими настроениями.
26 апреля глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев заявил, что пессимистичные прогнозы относительно будущего российской экономики ошибочны. «Эти коллеги (министр говорил об экономистах Высшей школы экономики — прим. «Ленты.ру») и в этом году продолжают упорствовать в своем заблуждении и рисуют цифры спада в этом году в 1,5-2 процента. Я хочу им сказать — не дождетесь!» — заявил Улюкаев.
Согласно информации Минтруда, в 2015 году число россиян, доходы которых находятся ниже прожиточного минимума, превысило 19 миллионов человек.