Принято считать, что День защитника Отечества - это только мужской праздник. Но сейчас в зоне СВО работают и хрупкие девушки.
НЕ ТАК, КАК НА «ГРАЖДАНКЕ»
Александра Ерлыгаева, 31-летняя операционная медсестра клинической больницы № 6 им. Г. А. Захарьина в Пензе, в зоне спецоперации была четыре раза. Уверяет: если понадобится, то отправится туда снова. По очень простой причине - она там нужна.
Операционная медсестра - это, по сути, правая рука хирурга. Она подготавливает инструменты, непосредственно участвует в самой операции, занимается перевязкой. Узнав, что в зоне СВО нужны такие специалисты, Александра не раздумывая решила ехать.
«В первый раз в мае 2023 года я попала в госпиталь на территории России. Прибыв туда в составе выездной бригады, я… - Александра ненадолго растерялась, - мягко говоря, впечатлилась, потому что никогда раньше не сталкивалась с такими ранениями. На то, чтобы привыкнуть, адаптироваться и перестроиться, мне понадобилось полдня. Дальше уже просто делала то, что требовалось».
Александра признается, что в первый раз было тяжелее всего, в том числе из-за большого объема работы. В военном госпитале, куда она приехала, в основном занимались удалением осколков, ампутацией. Гражданские обращались и с обычными заболеваниями, но и у них были осколочные ранения.
Потом девушка работала в Запорожской области, ДНР, ЛНР, а в августе 2024 года помогала военнослужащим в Курске, где в экстренном порядке разворачивались госпитали.
Больницы на новых территориях, как правило, находились в считаных километрах от линии соприкосновения. До операционных снаряды не долетали, но залпы слышно было отчетливо. Просыпаться и работать под звуки ПВО стало обычным делом.
«Часто прямо во время операции объявляли ракетную опасность или предупреждали об атаке беспилотников. В Луганске, например, это происходило по нескольку раз в день, - вспоминает Александра. - По рации приходил сигнал, тех, кто не был задействован в операции, эвакуировали, оставалась только операционная бригада: анестезиологи, хирурги, ассистенты, операционная сестра. В такие моменты не думаешь, насколько это страшно или опасно.
Во-первых, чему быть, того не миновать. Во-вторых, во время операции переживаешь только о том, чтобы все сделать правильно, слушаешь доктора, следуешь его указаниям, передаешь инструменты, которые в эту секунду нужны. На панику просто нет времени. Быстро привыкаешь к такому ритму, внутренне мобилизуешься. И разницы особой нет, на какой именно территории в зоне спецоперации работать - в Запорожье или ЛНР. Настолько это все отличается от «гражданки».
ГЕРОИЧЕСКИЕ ПАЦИЕНТЫ
Медиков селили, как правило, там же, где им предстояло работать. В старых зданиях, где были постоянные перебои с водой. А порой ее и вовсе отключали: из-за этого в жаркий июль 2024 года приходилось особенно трудно.
Работали без выходных и сна. Однако все неудобства с лихвой компенсировались отношением пациентов.
«Знаю, что существуют разные отзывы о мирных жителях, якобы нас где-то не любят, не ждут. Но за то время, что я работала, в том числе на территории ДНР и ЛНР, ни разу не столкнулась с негативом со стороны местного населения, - рассказала медик. - К нам относились с уважением и обычные жители, и персонал. Военнослужащие - самые благодарные, самые стойкие пациенты. Они никогда не жалуются, каким бы тяжелым ни было ранение, терпеливо все выносят. Глядя на них, видишь результат своей работы. Это очень мужественные, сильные и героические люди».
Еще более важным для себя Александра считает отношение коллег. Она признается, что каждый раз, когда едет в очередную командировку, больше всего переживает за то, с кем придется стоять за операционным столом. Ведь никогда не знаешь, что это будут за люди.
«На «гражданке» ты в своем родном городе много лет работаешь в одном и том же коллективе, ко всем привык, а здесь постоянно разный состав, - объяснила Александра Ерлыгаева. - В таких местах зарождаются особенные отношения с коллегами. Это не только обмен опытом, но и поддержка, ощущение сплоченности, взаимопомощь и понимание. Мне в этом плане очень повезло. Среди медсестер и врачей я познакомилась с прекрасными людьми и большими профессионалами со всех уголков России, много получила от этих знакомств, в том числе и с чисто человеческой точки зрения».
Александра не сомневается: это не последняя ее поездка. Она готова откликаться всякий раз, когда это будет необходимо. Вне зависимости от того, куда нужно будет поехать.
«Близкие каждый раз боятся за меня, переживают, но поддерживают, - призналась операционная медсестра. - Отговорить меня они не могут, к тому же уважают мое решение. Каждый помогает как может: кто-то возит гуманитарку, кто-то финансово вкладывается. Я помогаю так».
Анна Логинова
«АиФ-Пенза», 23 февраля 2025 года
Оригинал и другие интересные статьи на сайте penza.aif.ru.